Для Саудовской Аравии, занимающей шестое место в мире

Для Саудовской Аравии, занимающей шестое место в мире по запасам природного газа, развитие газовой промышленности для обеспечения нужд национальной экономики давно стало важнейшей задачей.

О необходимости развивать газовую промышленность в Саудовской Аравии начали говорить еще в 1970-е годы, когда страна стала признанным мировым лидером по добыче нефти. Несмотря на существовавшую уверенность в собственных силах на нефтяном рынке и укреплявшееся единство ОПЕК, высказывались сомнения в том, что только нефтяная промышленность будет способна обеспечивать и внутренние потребности в энергоресурсах, и эффективный экспорт.

В условиях форсированного развития нефтяной отрасли особую остроту приобрела проблема сжигания попутного газа. С 80-х годов началось его масштабное использование в качестве сырья для нужд национальной экономики. Именно с превращения попутного нефтяного газа в востребованный товар и началось становление газовой промышленности, которая в настоящее время играет важную роль в экономике страны. Развитие газовой промышленности Саудовской Аравии шло довольно быстрыми темпами, еще в 2002 году саудовцы добывали 56,4 млрд м3 газа, уступая по этому показателю в Персидском заливе лишь Ирану и превосходя таких известных производителей, как Катар, ОАЭ и Оман.

Распределение потребляемого газа в Саудовской Аравии идет по нескольким направлениям, однако два из них играют особую роль.

Первым является электроэнергетика, на долю которой приходится 39% реализуемого в стране газа. Увеличение числа электростанций, работающих на природном газе или имеющих комбинированный цикл производства, связано с озабоченностью правительства страны ростом потребительского спроса на тепло и электроэнергию. Вследствие быстрого увеличения населения ежегодный спрос на электроэнергию в стране растет как минимум на 4,5%. Строительство семи новых электростанций, чья совокупная производственная мощность должна составить 14,5 ГВт, должно урегулировать спрос и нагрузку. Согласно планам руководства страны, базовым сырьем для этих электростанций должен стать природный газ.

Вторым важнейшим потребителем природного газа является нефтехимическая промышленность (22% продаж), развитию которой вот уже почти два десятилетия придается особое значение. Нефтехимия Саудовской Аравии сосредоточена в руках компании SABIC, которая на сегодняшний день является крупнейшим промышленным концерном Персидского залива, производящим 10% всей мировой нефтехимической продукции. В структуре акционерного капитала SABIC государству принадлежит 70%, а остальные акции находятся в руках саудовских инвесторов и их партнеров из дружественных королевству стран Персидского залива.

Совокупное производство продуктов нефтехимии в компании должно составить 48 млн тонн. Реализовывать свою продукцию саудовские производители намереваются на европейском рынке. Таким образом, увеличение спроса на электроэнергию и стремление развивать нефтехимию как базовую перерабатывающую отрасль экономики стали подталкивать Саудовскую Аравию к расширению производственной базы своей газовой промышленности.

История неудач газовой инициативы

История неудач газовой инициативы

Уже с середины 1990-х годов прослеживается стремление придать развитию газовой промышленности самостоятельный характер в рамках попыток модернизации экономического уклада Саудовской Аравии. В последние годы предпринимаются попытки снижения государственных расходов, проведения налоговой реформы и изменений в сфере регулирования финансового сектора. Наследный принц Абдалла выступил за проведение приватизации и формирование условий для привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест.

В 1999 году был учрежден Высший экономический совет, а в 2000 году внесены изменения в Закон «Об иностранных инвестициях», гарантировавшие права иностранных инвесторов на территории королевства. Знаковым шагом для зарубежного бизнеса стало снижение налога на прибыль для иностранных компаний с 40 до 30%.

В условиях экономических реформ начались переговоры Саудовской Аравии с группой крупнейших транснациональных компаний — ExxonMobil, Conoco, Chevron, ВР — об освоении перспективных газовых месторождений. Оценив, что для развития газовой отрасли до 2025 года потребуется около 45 млрд долларов, Saudi Aramco при поддержке правительства обратилась к иностранным компаниям с конкретными предложениями по участию в отраслевых проектах. Так родилась «Газовая инициатива».

В мае 2001 года Саудовская Аравия и восемь иностранных компаний (ExxonMobil, Shell, ВР, TotalFinaElf, Occidental, Phillips, Conoco, Marathon) подписали рамочное соглашение по разработке южной части месторождения Гавар с запасами 2 трлн м3 газа, а также месторождений Шейба и Кидан. Однако лишь летом 2002 года стороны приступили к согласованию механизма финансирования, определив, что общая стоимость всех трех проектов должна составить 25 млрд долларов. Эти деньги, по мнению саудовской стороны, должны были быть вложены не только в добычу, но и в создание инфраструктуры, включая развитие газотранспортной и газораспределительной систем на территории королевства, строительство газоперерабатывающих заводов и электростанций.

Но в этот момент обозначились серьезные разногласия между саудовским правительством и его западными партнерами по вопросу цены природного газа, а также относительно качества запасов и прибыльности проектов. Представляется, что эти вопросы могли бы быть решены в рабочем порядке, однако американские компании, которые составляли костяк консорциумов, проявили упрямство, и к лету 2003 года переговоры зашли в тупик.

В результате ExxonMobil, которая согласно рамочному соглашению должна была стать оператором двух проектов, объявила о своем выходе из них. Вслед за этим об аналогичных шагах сообщили и другие американские участники «Газовой инициативы», а также ВР, руководство которой заявило о смене стратегических интересов компании в связи с крупными инвестициями в российский нефтегазовый комплекс. Казалось, что «большая игра» вокруг саудовского газа закончилась.

В конце июня 2003 года только Shell заявила о том, что будет продолжать переговоры об участии в освоении газовых ресурсов Саудовской Аравии. В свою очередь, саудовское руководство, стремясь сохранить интерес этой компании и привлечь внимание других перспективных зарубежных партнеров, решило пойти на разделение проекта на две составляющие — непосредственно геологоразведку и добычу газа, и сферу downstream.

Этот шаг дал возможность сделать проекты более прозрачными и более прибыльными для перспективных участников. Переработка и реализация газа должны были остаться в руках саудовских компаний. Согласно новым решениям, стоимость освоения месторождений Шейба и Кидан, которым планировала заняться Shell, снижалась в 2,5 раза — с 5 до 2 млрд долларов. В июле Саудовская Аравия подтвердила желание заключить сделку с Shell об освоении вышеназванных территорий, а также объявила тендер на разработку трех блоков, которые были выделены из оставшихся прежних перспективных объектов «Газовой инициативы».

В ноябре 2003 года было подписано предварительное соглашение между Shell, Total и Saudi Aramco по геологоразведке и промышленной добыче природного газа. Оператором проекта, как и предполагалось, стали англичане с 40%, а французы и саудовцы сохранили за собой по 30%. Было объявлено о том, что внутренняя норма доходности проекта составит 15%, что вполне сопоставимо с аналогичными проектами в других странах Персидского залива, например, в Иране и Кувейте. Кроме того, важным условием соглашения стало то, что конденсат и сжиженный углеводородный газ будут продаваться по рыночным экспортным ценам. Однако некоторые вопросы все же остались — например, доступ к транспортной системе, которую контролирует Saudi Aramco. Правда, министр нефти Саудовской Аравии обещал обеспечить доступ к транспортной системе королевства. Таким образом, Саудовская Аравия открыла свою газовую промышленность для иностранцев.

Примечательно, что некоторые американские компании все же приняли участие в «Газовой инициативе», однако в качестве основных претендентов на работу с проектом аналитиками назывались компании, представляющие Евросоюз, Индию и Японию.

На 2018-2019 год по данным ОПЕК в Саудовской Аравии доказанных запасов природного газа 9069 млрд м3 и 9423 млрд м3 и доля рынка 4,57%. Саудовская Аравия занимает 6 место в рейтинге газовых стран, после Туркмения, США, Катар, Иран и России.

Путь «Королевства пустынь» история газовых проектов
Новости нефти

Работа и карьера