Чего ожидать от визита Байдена на Ближний Восток

Визит президента США в страну, которую он когда-то клялся изолировать, означает значительное потепление отношений, но саудовцы и их партнеры по ОПЕК имеют ограниченные свободные производственные мощности, которые можно предложить в обмен на эту политическую уступку. Некоторые наблюдатели рынка также сомневаются, что использование этого резерва поставок позволит успокоить энергетические рынки или только ухудшит ситуацию.

Даже если Джо Байден добьется обещания увеличить объемы добычи нефти во время своего визита в Саудовскую Аравию на этой неделе, это вряд ли поможет снизить высокие цены на топливо, подрывающие мировую экономику.

«Резкий рост производства в Саудовской Аравии представляется маловероятным», — сказал Бен Кэхилл, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований. «У Саудовской Аравии и ОПЕК+ очень ограниченные резервные мощности, и они должны осторожно ими распоряжаться».

Цены на нефть снизились на прошлой неделе, но остаются выше 100 долларов за баррель. Мировая добыча нефти и производство нефтепродуктов все еще не успевают за восстановлением спроса после пандемии и за перебоями в поставках, вызванными санкциями против России в связи с кризисом на Украине. Цена на бензин остается источником политической опасности для президента США, который идет на промежуточные выборы с рейтингом одобрения избирателей около 40%.

Байден подчеркнул, что его визит на Ближний Восток, который включает посещение Израиля, будет сосредоточен на вопросах безопасности, а не на поставках энергоносителей. Он отметил, что не будет специально просить саудовского короля Салмана или наследного принца Мухаммеда бин Салмана увеличить добычу нефти. Тем не менее, поездка представляет собой обратный ход для президента США, который ранее поклялся пересмотреть отношения Америки с королевством — после убийства в 2018 году критика режима Джамаля Хашогги.

Саудовцы уже сделали один жест примирения перед визитом Байдена, предложив альянсу ОПЕК+ ускорить рост добычи в этом и следующем месяце, отменив последнее сокращение добычи, введенное в начале пандемии Ковид-19 в 2020 году. Байден дал понять, что хочет, чтобы экспортеры Персидского залива сделали предприняли увеличение добычи еще больше, и именно здесь на первый план выходят вопросы о свободных мощностях Ближнего Востока.

Низкая маржа

Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты — единственные члены Организации стран-экспортеров нефти, имеющие значительные объемы неиспользованной нефтедобычи. По официальным данным этих стран, их общий резерв составляет около 3 миллионов баррелей в день.

Это около 3% мирового производства нефти это примерно эквивалентно объему российской нефти, который может остаться на рынке из-за санкций даже к концу года, по данным Международного энергетического агентства. Но запас экстренных поставок может быть еще меньше, чем показывают официальные цифры.

Президент Франции Эммануэль Макрон был заснят на камеру на саммите «Большой семерки» в прошлом месяце, когда он сообщил Байдену, что правитель ОАЭ шейх Мохаммед бин Заид признался ему, что Абу-Даби находится на «максимальном» уровне производства, а саудовцы могут увеличить добычу лишь «еще немного».

Министр энергетики ОАЭ Сухейл аль-Мазруи быстро попытался разъяснить, что его лидер имел в виду лимиты квот, согласованные с другими членами ОПЕК+. 29 июня генеральный директор Shell Бен ван Берден предупредил, что мир ждет «все более жесткий рынок» и «неспокойный период», поскольку у ОПЕК меньше свободных мощностей, чем предполагалось.

Государственный гигант Saudi Aramco утверждает, что может достичь и поддерживать максимальный уровень добычи в 12 миллионов баррелей в день. Данные ОПЕК показывают, что за многие десятилетия своего существования в качестве крупнейшего производителя нефти страна удерживала этот уровень только в течение одного месяца — в апреле 2020 года.

Королевство не полностью использовало свою квоту ОПЕК+ в мае, выкачивая примерно на 125 000 баррелей в день меньше, чем могло бы, несмотря на международные призывы к увеличению поставок, свидетельствуют данные группы. По оценкам RBC Capital Markets, в ближайшей перспективе может существовать «мягкий предел» в 11,5 млн баррелей в день, при этом для достижения более высоких уровней потребуется больше бурения.

«Есть понимание того, что Саудовская Аравия не может предложить больше, по крайней мере, в настоящее время», — сказал Билл Фаррен-Прайс, директор Enverus Intelligence Research.

Волшебная палочка

В результате Саудовская Аравия и ОАЭ могут предложить общее обещание стабилизировать мировые нефтяные рынки, сохранив при этом » запасные производственные мощности» на период еще большего ужесточения поставок, ожидаемого в конце года, сказал Боб Макнелли, президент вашингтонской консалтинговой компании Rapidan Energy Group и бывший чиновник Белого дома.

«В этой ситуации нет волшебной палочки для любого президента», — сказал МакНелли. «Лучшее, что вы можете сделать, это попросить ОПЕК, а им взамен нечего дать».

Если страны Персидского залива полностью задействуют свои резервные мощности, это может привести к обратному результату. Трейдеры склонны проявлять беспокойство, когда на мировом рынке нет ничего резервного на случай возможных сбоев. Недавний обвал добычи в Ливии, входящей в ОПЕК, из-за возобновившихся беспорядков стал напоминанием о постоянных рисках для мирового производства.

«Они будут проявлять осмотрительность в отношении того, как они будут распределять все оставшиеся свободные баррели», — сказала Хелима Крофт, главный стратег RBC Capital и бывший аналитик ЦРУ. «Я не думаю, что они хотят исчерпать все свои резервные мощности в рамках политической перезагрузки с США».

Если отбросить все потенциальные риски и выгоды, связанные с сырьевыми потоками ОПЕК, есть одна насущная проблема, которую они практически не могут решить — нехватка мощностей по всему миру для производства бензина, дизельного и авиационного топлива.

Нефтеперерабатывающие заводы США работают на 95% мощности, что является самым высоким показателем почти за три года, поскольку они пытаются удовлетворить пиковый летний спрос на топливо. Годы недостаточного инвестирования в сочетании с перебоями в экспорте российских нефтепродуктов подтолкнули Белый дом к рассмотрению вопроса о перезапуске законсервированных нефтеперерабатывающих заводов.

«Этот энергетический кризис требует долгосрочных инвестиций в инфраструктуру, такую как нефтеперерабатывающие заводы, и решения вопросов энергетической и военной безопасности», — сказал Джефф Карри, глава отдела исследований сырьевых товаров в Goldman Sachs Group Inc. «Вопросы о производственных мощностях ОПЕК — это побочное явление».

Предстоящий визит Байдена на Ближний Восток
Новости нефти Новости ОПЕК+

Работа и карьера